Головна » Агрессия у детей

Агрессия у детей

1.47 мин. – представление лектора  Науменко Елена Николаевна

«Агрессия» (с латыни) – «атака», «приступ», «приближение», то есть это активность, возможность себя проявить, то, во что вкладываем энергию. Часто слово «агрессия» путают со словом «насилие».

С 4.30 мин. – настройка слайдов (тех. пауза)

С 7.45 мин. – физическая разминка-игра (без движения невозможна работа с детьми)

12.12 мин. – телесная терапия – проявление здоровой агрессии

13.15 мин. Агрессия – это хорошо, но в социуме есть запрет на её проявление!

14.18 мин. Набор инструментов для работы:

А) Батаки помогают драться по правилам.

Б) Шумелки-тарахтелки – проявление злости или заявление о страхе.

17.25 мин.

Гибкие палки (батаки) – правила битвы:

  1. Тот, кто дотронулся, говорит «Стоп» (он победитель) и считает до 5, затем говорит «Спасибо» побеждённому (при этом можно называть его по имени).
  2. Тот, кого ударили замирает.
  3. Нельзя бить выше плечей (и по лицу).

Это хорошая социальная игра для проявления себя и обучения удерживания «негативного импульса» (регулируем поведение).

18.15 мин. Пример драки с помощью батаки.

 

 

 

 

Кинетический песок

Кинетический песок

19.15 мин. – из стаканов делаются трещалки, можно взять два носка, наполнить чем-то мягким и драться; хорошо использовать «живой» (кинетический) песок, он не прилипает, всё после него чистое, дети сами найдут, что делать с ним (это помогает выразить внутреннюю агрессию, не обращать её на себя)

 

 

 

 

Носок для работы с детской агрессией

Носок с сердитой мордочкой

24 мин. – важный момент в работе с агрессией – работа над осознанием чувств и эмоций (в тревоге, гневе человек плохо помнит, что происходит); для того, чтобы более точно определиться помогают штуки с мордочками с разными выражениями лица

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

26.15 мин. – шкатулка из Голландии – для детских секретиков

28.00 мин. – трещотка – помогает выразить гнев

 

Трещотка

Трещотка

 

30 мин. – переходные предметы помогают выразить чувства: разные игрушки, куколки (имеют различный характер), деревянные молоточки

 

 

Деревянные молоточки

Деревянные молоточки

 

Игрушка (для работы с агрессией)

31.10 мин. – игрушки для работы с чувствами рассчитаны на разное тактильное восприятие и на возможность сделать с ними движение

 

 

 

  Про щастя

 

 

32.10 мин. – для детей в деструктивном состоянии полезны ритмические игры (перебрасывание предметов)

32.50 мин. – для аутистов важны игрушки с утяжелителями

33.10 мин. – страшные игрушки спасают детей от агрессии и страха

33.55 мин. – фелтинг-терапия (работа с шерстью) помогает при проработке агрессии

35.10 мин. – вальдорфская игрушка помогает детям, которые плохо себя чувствуют в теле.

 

Основное занятие детей – играть, это самый эффективный способ донести до них что-то, лекции и нотации бесполезны.

 

36 мин. – есть игрушки для развития нежных и добрых чувств

 

 

36.50 мин. – гудок – помогает выразится

 

Свисток для работы с гневом

Гудок

 

37.25 мин. Есть коммуникативная игра на карточках детского немецкого психотерапевта Гюнтера Хорна, русский аналог – «Семейные псикреты ». В них есть определённое утверждение – обо мне или нет – объединяет семью.

39.35 мин. – «Лепёшка», «Анархия», «Мошенничество» или «Тюрьма» – 3 варианта игры Г.Хорна

Здоровое проявление агрессии помогает определить собственные границы, учит говорить «нет» (важный навык)!

С 41.30 – демонстрация слайдов

42.15 мин. О многозначности термина «агрессия»: агрессия человека, защищающего свою семью, кардинально отличается от агрессии насильника, хотя называется одним словом.

43 мин. – анкета (20 вопросов) – критерии проявления агрессивности у ребёнка

 

Критерии проявления агрессивности у ребёнка

 

Необходимо:

  1. Быть внимательными к потребностям ребёнка.
  2. Демонстрировать модель неагрессивного поведения (это порой крайне сложно).

 

44.15 мин. – дети дошкольного возраста учатся через подражание

  1. Брать ответственность на себя – если наказывать, то не унижая, за конкретный поступок.

45 мин. Здоровая агрессия есть у грудничков:

1) активно сосут грудь;

2) они кусаются, особенно с появлением зубов (резцов)

47.30 мин. Психологи без физиологии не бывает, душа и тело в нас слиты воедино.

48 мин. Содержание здоровой агрессии вызывает обиду (негативный родительский гипноз: «хорошие мальчики не дерутся», «хорошие девочки не плачут» и тому подобное)

49.10 мин. Лидер – непослушный и проявляет свою позицию.

49.25 мин. Аутоагрессия – самый неприятный вид агрессии.

Психосоматика – невозможность проявить себя,  себя отстоять.

50.15 мин.

Формы выражения агрессии:

  1. Раздражение
  2. Злость
  3. Ярость
  4. Ненависть
  5. Досада (агрессия, которая связана с болью, с утратой: чего-то не сделали, не позволили; это чувство вины, разочарования, злости на себя)
  Насильство над дитиною і наслідки цього для суспільства

Непрямая (манипулятивная):

 

53.40 мин.

Терапия агрессивного поведения:

  1. Работа с гневом (со взрослыми! они ощущения тела не улавливают)
  2. Принятие неразрушительных форм поведения:

– нарисовать обидчика так, как хочешь, – потом можно порвать рисунок или сжечь

– игры-обзывалки – «ты стол», «ты тарелка», «ты помидор», «ты огурец» (всё через смех)

– листок гнева (стена, доска) – записать на кого и почему злюсь

57.25 ми. – важен выход гнева, особенно у подростков

– игра «Камешек в ботинке» (Клаус Фопель – хорошие книги по психологии): что мешает (сейчас, сегодня) назвать

 

2 час

– игра «Ух-тубидух»: всё напрячь (все мышцы), страшное лицо, топнуть ногой на визави

Эффект – усиливаем эмоцию, напрягаем тело, в результате напряжение спадает и уходит

– игра «Два барана»

2 мин. – «Датский бокс» – 2 пальца соединить и сражаться

– «Бачили злого Івана» – одни делают (выражают злость) – другие повторяют – усиливают чувства

 

Игра «Бачили злого Івана»

Игра «Бачили злого Івана»

 

– «Жужа – доброе животное» – противоположное задание: делают что-то хорошее, вместе ходят, дышат

7 мин. ІІ направление работы с гневом и агрессией (больше ко взрослым относится) – формирование эмпатии, доверия, сочувствия, сопереживания.

Научитесь говорить, используя «Я»-высказывания!

Хороши все книги Ю.Б. Гиппенрейтер (адаптировала Карла Роджерса), особенно «Общаться с ребёнком. Как?»

«Кувшин» наших эмоций» Гиппенрейтер: «Я»-потребность внизу, а сверху злость, гнев и всё остальное (любви много не бывает!).

 

«Кувшин» наших эмоций» Гиппенрейтер

 

Интерактивные игры: «Лепёшка», игра на карточках (выигрывают все, нет победителей и побеждённых).

11.15 мин. Лучшее лекарство от агрессии – юмор!

12 мин. Б.Заходер – стихотворение о Буке и Бяке («Букина жалоба»).

13.30 мин. – гномик из шерсти с каплей лавандового масла может прийтись кстати

Мячики, шарики, насыпные игрушки: что-то бросаем (в кого-то, на пол, в стену) – снимается агрессия.

Если ребёнок злится – можно поприседать, можно использовать стаканчик для крика (в него кричать)

14.40 мин. Важно давать детям возможность избавляться от гнева и чрезмерных эмоций.

15.15 мин.

  Про щастя

Как и что делать в состоянии гнева:

  • подышать,
  • выйти из зоны конфликта,
  • помыть руки, умыться,
  • сказать «я так не играю»,
  • поднять глаза вверх (потому что, когда злимся, смотрим в пол),
  • считать до 10-ти,
  • выпить 1 стакан воды медленно, маленькими глотками – падает напряжение,
  • сделать гимнастику для глаз, заметно снимает напряжение и гимнастика Хаду, Норбекова.

В результате этих действий головой мозг успокоится.

16.50 мин.

Занятия лектора:

– сказкотерапия (любит вальдорфскую педагогику), о методике повествования сказки (спокойно, плавно, ритмично),

– терапевтические истории (для именинников),

– занятия с куклами.

19.30 мин. – кормите своего внутреннего ребёнка хорошим!

Полезны: – мандалотерапия (изготовление «ловца снов»), так как ритмическая работа

успокаивает!

  • музыкальная терапия,
  • фелтинг-терапия (работа с шерстью очень целительно действует).

24.25 мин. Вырывание волос (часто наблюдается у детей) – аутоагрессия!

 

С 25 мин. – вопросы:

Физические действия (см. выше) – выход из зоны комфорта. Полезно себя прохлопать, послушать целительные звуки.

26.20 мин. – о возрастных рамках работы

Если в 2-3 годика кусаются, следует сказать: «Так не принято» – и зажать носик; дать укусить что-то невкусное (полотенце), можно собственную ладонь подставить.

У детей нет границ тела и понимания «своё» – «чужое».

27.30 мин. – если ребёнок сердится на наказание, кричит – это нормально

 

Кинець

28 мин. – агрессия в школе (что делать?)

– мальчику-агрессору запретить приближаться на 1 метр к ребёнку (лектор считает это эффективным)

30.45 мин. – ребёнок проявляет агрессию потому, что ему плохо

Рекомендуется книга Розмари Портман «Ігри, що запобігають агресії».

32.56 мин. Игры-стрелялки лектор считает здоровым проявлением агрессии (но всё хорошо в меру).

35 мин. Самая примитивная часть головного мозга (рептильный мозг) отвечает за наше выживание (обуславливает инстинктивное поведение).

 

Существует 3 реакции у людей (3 варианта поведения):

  1. Замри.
  2. Убеги.
  3. Напади.

Два последних – убежать и напасть – способы проявить свою агрессию.

Рост самосознания помогает усовершенствовать собственные реакции.

 

26.10.2016 года в Доме учителя была проведена лекция (интерактивное занятие) на тему «Агрессия у детей»

 

Науменко Елена Николаевна

Науменко Елена Николаевна

26.10.2016 года в Доме учителя была проведена лекция (интерактивное занятие) на тему «Агрессия у детей». Занятие проводила практический психолог высшей квалификации, психолог-методист, арт-терапевт Науменко Елена Николаевна.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.07.2017


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Підписатися на розсилку