Головна » Обзор истории искусства

Обзор истории искусства

 

Аудиозапись лекции

Положения:

1.55 мин. Изобразительное искусство – материальная культура (в отличие от словесных, музыкальных, синтетических искусств (театр и кино)).

Изобразительное искусство есть, если сохраняются памятники. Оно самое древнее.

2.44 мин. Эпоха палеолита (датируется по французу Жаку Буше де Перту с ХІХ века)

70-е года ХІХ века – открыли пещеру Альтамира (Северо-Западная Испания).

 

Фрагмент монументальной росписи из пещеры Альтамира, Испания (поздний палеолит)

Фрагмент монументальной росписи из пещеры Альтамира, Испания (поздний палеолит)

 

Позже, на рубеже ХІХ и ХХ – открыли пещеру Ласко (Франция).

 

Фрагмент изображения в пещере Ласко

Фрагмент изображения в пещере Ласко

 

Классический авангард уже берёт во внимание живопись палеолита.

5.25 мин. Три главные разновидности изобразительного творчества:

1) живопись (мышление в цвете; олицетворяет Венецианская школа): красота, цвет, соответствие цвета, то, что радует глаз;

2) рисовально-концептуальная манера (линеарное мышление, концептуалисты, олицетворяет

Флорентийская школа): сюжет, концепция, символы;

3) скульптура (пространственный тип мышления, трёхмерный): мышление людей – пространственная форма (меньше всего представлено).

В палеолите (Х–VIII тысячелетии до н.е.) все три разновидности появляются и воплощаются одновременно.

7.50 мин. После эпохи каменного века попадаем в век четырёх главных (по ходу Солнца) цивилизаций: Китай, Индия, Месопотамия, Египет.

Китай – осторонь, Индия более важна для изучения художественной литературы: материальные культуры не сохранились в жарком климате.

Идеальное место хранение материальной культуры – Древний Египет.

 

Луксор. Лотосовидные колонны. Новое царство

Луксор. Лотосовидные колонны. Новое царство

 

В Египте появляются колонны – без которых нельзя представить развитие архитектуры. Архитектура вплотную связана с миром изобразительности.

 

Роспись пола дворца в Ахетатоне

Роспись пола дворца в Ахетатоне

 

9.50 мин. Из всех видов художественного творчества архитектура – самое официальное из искусств, она не бывает андеграундной, всегда на поверхности, олицетворяет вкусы правящей прослойки.

Архитектура идёт параллельно верхушке, тождественны с ней монументальная скульптура и монументальная живопись.

11.25 мин. Многие ценные для искусства памятники были поставлены людям не совсем положительным.

12.07 мин. Древний Египет – даёт пример синтеза архитектуры и изобразительности, где всё подчинено одной идее.

Лучшее страницы в истории искусства отмечены этим соединением:

Итальянское Возрождение, готика, искусство Византии, барокко и классицизм, модерн, конструктивизм.

Изобразительность в определённое время пыталась идти своим путём и освободиться от давления архитектуры. Импрессионисты так и достигли вершин в изобразительности.

13.07 мин. Искусство – сложное явление, в нём мало стандартного.

13.40 мин. В начале ХХ века открыли палеолитическую живопись, после открыли ещё одно звено, то, что предшествовало Древней Греции – крито-микенскую культуру: английский археолог Альберт Эванс на острове Крит раскопал Кносский дворец.

Скульптура «Арфист», II тыс. до н.э.

 

Арфист, Киклады II тыс. до н.э., Музей изобразительного искусства, Ричмонд

Арфист, Киклады II тыс. до н.э., Музей изобразительного искусства, Ричмонд

 

Сопоставьте это открытия с появлением классического авангарда (кубизма, конструктивизма): они вернулись к истокам, долгое время скрытым от глаз. Кл, Греция, Рим, Египет – были открыты миру.

15.40 мин. В V–IV веке до н.э. – искусство Греции достигло полного совершенства. Скульптура Поликлета «Копьеносец» была эталонной.

 

Поликлет «Дорифор». Вторая половина V в. до н.э. Реконструкция ГМИИ им.А.С.Пушкина, Москва

Поликлет «Дорифор». Вторая половина V в. до н.э. Реконструкция ГМИИ им.А.С.Пушкина, Москва

 

16.50 мин. – о памятнике Шевченко в парке: статуя уравновешена (из прозаических соображений) пальто

17.50 мин. – греческие скульпторы изобрели спиральный поворот фигуры (хиазм), который даёт устойчивое положение скульптуры

18.30 мин. – многие древнегреческие памятники дошли до нас в копиях

18.10 мин. Оригиналом в скульптуре называется то, что сделано при жизни автора (т.е. то, что автор видел). Отлито по модели после смерти – уже копия.

19.35 мин. Ансамбль Акрополя в Афинах – один из самых совершенных памятников целой композиции, группы архитектуры.

 

Афинский акрополь. Общий вид. Середина V в. до н.э.

Афинский акрополь. Общий вид. Середина V в. до н.э.

 

Хороший архитектор понимает и принимает среду, в которой творит. Он использует возможности местности.

  Будинок вчених є, та де ж молодь?

20.40 мин. Всё в древнегреческой архитектуре было раскрашено, не таким, как мы видим (монохромия).

21.25 мин. Венера Милосская – оригинал, устойчивый символ западной цивилизации.

 

Венера Милосская, 150 г. до н.е. Лувр, Париж

Венера Милосская, 150 г. до н.е. Лувр, Париж

 

22 мин. Рим – самостоятельно мыслящий ученик Греции.

Греки – художники в архитектуре, римляне – больше инженеры. Купол Пантеона имеет диаметр 8 метров, превзойти его удалось лишь в ХХ веке!

 

Колизей, 75-80 гг. Рим

Колизей, 75-80 гг. Рим

 

23.40 мин. С Римом связано понятие меценатства – покровительства искусству (Гай Цилний Меценат занимался покровительством литературы).

 

 

24.30 мин. В Риме в начале нашей эры возникли 1-е подделки (имитации), это высмеял в «Сатириконе» Арбитр Петроний.

25.40 мин. Следующий этап – византийский, христианское искусство: монументальная изобразительность и всё искусство на 800–1000 лет подчиняется идеологии православного христианства.

26.25 мин. В VI веке построена Святая София в Константинополе – эталон православного храма.

 

Софийский собор. Стамбул, 324-337 гг.

Софийский собор. Стамбул, 324-337 гг.

 

26.50 мин. Бенедикт ХVI – 1-й визит Папы совершил в Стамбул в Святую Софию.

27.36 мин. Станковая живопись Византии несколько однообразна и скучновата, но при этом изысканная.

 

Владимирская икона Божией Матери, V в. Третьяковская галерея, Москва

Владимирская икона Божией Матери, V в. Третьяковская галерея, Москва

 

28 мин. Про выставку «Слава Византии» в Метрополитен-музее в Нью-Йорке в конце ХIX века.

29.35 мин. Запад пошёл в архитектуре по иному, оригинальному пути, в отличие от стран византийского ареала.

 

Собор Нотр-Дам в Реймсе XIII-XV вв. Франция

Собор Нотр-Дам в Реймсе XIII-XV вв. Франция

 

В Западной Европе во времена средневековья появляется готическая архитектура: начало в ХІ веке, ХІІ– бурный расцвет, длится период готики до XV века.

Весь западный католический мир (кроме Италии, в ней лишь Ломбардия, которая тесно связана с Францией – родиной готики) пошёл по пути готики.

Поколению Ренессанса она казалась уродливой. Готическое – варварское (термин имеет отрицательный оттенок). Лишь эпоха романтизма готику реабилитировала.

31.45 мин. Нотр-Дам в Реймсе (место коронации французских королей) – самый роскошный и совершенный готический собор.

Изобразительность зависит от архитектуры. Статуи вытягиваются вместе с архитектурным строением.

 

 

33.20 мин. Готический собор – универсальный символ западного города.

34 мин. XVII век – параллельно развиваются две линии: барокко и классицизм (в странах одно или другое более выражено).

34.50 мин. Германия подхватила идеи северо-западной Франции – готические соборы.

Собор Петра и Павла в Кёльне – яркий пример готики.

 

Собор в Кельне XII-XIX вв. Германия

Собор в Кельне XII-XIX вв. Германия

 

35.10 мин. Готический собор – единственное произведение искусства, автор которого лишён возможности увидеть плоды своей идеи (строились минимум 100 лет).

36.30 мин. Готический собор хорошо иллюстрирует, как архитектура способствует или не способствует развитию связанного с ней художественного творчества.

Греческая античность строила ажурные храмы и делала ставку на скульптуру, существование и развитие живописи перечёркивала (для живописи нужны стены).

Готические соборы имеют неровные стены, так достигаётся максимальная высота (с помощью арок или выступов).

Живопись приобретает форму витража (картины из кусочков цветного стекла).

 

 

38.30 мин. Готический собор в Шартре – идеально сохранились витражи.

39.45 мин. Италия пошло по отдельному пути. Джоттино предлагает оригинальное решение в капелле в Падуе – росписи-фрески (живопись по сырой штукатурке), техника капризна, зависит от погоды. Вернулась к объёму и пространству (средневековье аннулировало это достижение римлян) поздней античности.

 

Джотто ди Бондоне «Встреча Иоакима с пастухами», фреска капеллы Скровеньи, 1305-1313гг., Падуя, Италия

Джотто ди Бондоне «Встреча Иоакима с пастухами», фреска капеллы Скровеньи, 1305-1313гг., Падуя, Италия

 

  Чи не бажаєте агресії?

Эпоха Ренессанса (Возрождения) – термин ХIX века.

 

Джотто ди Бондоне «Поцелуй Иуды». Роспись капеллы Скровеньи 1304-1306 гг. Падуя, Италия

Джотто ди Бондоне «Поцелуй Иуды». Роспись капеллы Скровеньи 1304-1306 гг. Падуя, Италия

 

43.30 мин. Это Флорентийская школа, через 100 лет Мазаччо развил начинания Джотто: развил нечто реалистическое (Богоматерь у него пожилая); живопись имитирует пространство, один из способов-приёмов – ввести в пространство архитектурный элемент.

 

Мазаччо «Троица», 1427г. Церковь Санта Мария Новелла, Италия

Мазаччо «Троица», 1427г. Церковь Санта Мария Новелла, Италия

 

46.10 мин. ХV век – расцвет Флорентийской школы.

Доменико Гирландайо – представитель демократической линии, Боттичелли – аристократической.

 

Доменико Гирландайо «Портрет девушки», 1485г. Музей Калуста Гюбенкяна, Лиссабон, Португалия

Доменико Гирландайо «Портрет девушки», 1485г. Музей Калуста Гюбенкяна, Лиссабон, Португалия

 

Сандро Боттичелли «Весна», около 1482. Уффици, Флоренция

Сандро Боттичелли «Весна», около 1482. Уффици, Флоренция

 

47 мин. Эпоха Высокого Возрождения: Леонардо да Винчи, Микеланджело – во многом опередил своё время, Рафаэль.

 

Леонардо да Винчи «Мадонна в скалах», 1483-1486 гг. Лувр, Париж

Леонардо да Винчи «Мадонна в скалах», 1483-1486 гг. Лувр, Париж

 

Микеланджело «Мадонна», 1503-1505 гг. Церковь Нотр-Дам, Брюгге, Бельгия

Микеланджело «Мадонна», 1503-1505 гг. Церковь Нотр-Дам, Брюгге, Бельгия

 

Микеланджело «Сотворение Адама», 1508-1512 гг. Сиксти́нская капе́лла, Ватикан

Микеланджело «Сотворение Адама», 1508-1512 гг. Сиксти́нская капе́лла, Ватикан

 

Микеланджело «Гробница Джулиано Медичи», 1526-1533 гг. Церковь Сан-Лоренцо, Флоренция

Микеланджело «Гробница Джулиано Медичи», 1526-1533 гг. Церковь Сан-Лоренцо, Флоренция

 

49.10 мин. Западная Европа в XV–XVI веке достигает замечательных результатов.

Ян Ван Эйк – художник-реформатор, знаменитый Гентский алтарь (в Бельгии), изобрёл масляную живопись (до этого пигменты разводились яичным желтком – техника темпера).

 

Ян ван Эйк, Хуберт ван Эйк «Гентский алтарь», 1432 г. Собор святого Бавона, Гент, Бельгия

Ян ван Эйк, Хуберт ван Эйк «Гентский алтарь», 1432 г. Собор святого Бавона, Гент, Бельгия

 

51 мин. Масло – хорошо и долго хранится в отличие от темперы. Яркость красок и масляный блеск обусловили массовый переход на масляную живопись (XVI–XIX век).

В монументальной живописи, где яркость неуместна, придерживаются темперы. ХХ век – художники классического авангарда вернулись к темпере.

52.40 мин. Германия дала много блестящих имён. Альбрехт Дюрер в XVI веке покорил Венецию.

 

Альбрехт Дюрер «Автопортрет», 1498 г. Национальный музей Пра́до, Мадрид

Альбрехт Дюрер «Автопортрет», 1498 г. Национальный музей Пра́до, Мадрид

 

53.35 мин. XVII ст. даёт разнообразную картину, революцию: из Ренессанса

развиваются два стиля – барокко  и классицизм.

 

Рембрандт «Возвращение блудного сына», 1653-1655 гг. Эрмитаж, Санкт-Петербург

Рембрандт «Возвращение блудного сына», 1653-1655 гг. Эрмитаж, Санкт-Петербург

 

Одни страны приверженцы барокко (Италия), другие – классицизма (Франция).

55 мин. Вкусы Петербурга (равно как и Парижа) долго господствовали в Союзе после революции.

Московские барочные вкусы и вкусы киевские схожи, развиваются после развала Союза.

Архитектурное и монументальное искусство это то, чего нельзя не знать. Вы не можете не замечать среду, в которой выросли. Архитектура значительно влияет на характер и вкусы человека.

58 мин. XVII век – яркий пример того, как два разных стиля формируют два разных типа мышления (две культуры в одной европейской).

С этого времени не только Италия становится культурным центром.

 

2 час

 

Одним из лидеров становится Голландия (Рембрандт «Возвращение блудного сына»), также проявляет себя Франция (Николя Пуссен) и Испания (Диего Веласкес).

 

Никола Пуссен «Пейзаж с Полифемом», около 1649 г. Эрмитаж, Санкт-Петербург

Никола Пуссен «Пейзаж с Полифемом», около 1649 г. Эрмитаж, Санкт-Петербург

 

Диего Веласкес «Сдача Бреды (Лес копий)», 1634–1635 гг. Национальный музей Пра́до, Мадрид

Диего Веласкес «Сдача Бреды (Лес копий)», 1634–1635 гг. Национальный музей Пра́до, Мадрид

 

Франса Халса (Голландия) оценили лишь во времена импрессионистов (живопись крупными мазками).

 

Франса Хальса «Весёлый бражник», 1627 г. Кассельская картинная галерея , Германия

Франса Хальса «Весёлый бражник», 1627 г. Кассельская картинная галерея, Германия

 

Питер де Хох «Хозяйка и служанка», около 1660 г. Эрмитаж, Санкт-Петербург

Питер де Хох «Хозяйка и служанка», около 1660 г. Эрмитаж, Санкт-Петербург

 

3.50 мин. Голландский принцип XVII века – картина в каждый дом.

4 век В XVII веке складывается классическая жанровая система. ХХ век изобрёл ещё несколько смежных видов творчества (в т.ч. перформанс и «ready-made»)

 

Клод Лоррен «Отплытие царицы Савской», 1648 г. Эрмитаж, Санкт-Петербург

Клод Лоррен «Отплытие царицы Савской», 1648 г. Эрмитаж, Санкт-Петербург

 

5 мин. – о коллекции Музея Ханенко

 

Антонио Переда «Натюрморт с поставцом», 1652 г. Эрмитаж, Санкт-Петербург

Антонио Переда «Натюрморт с поставцом», 1652 г. Эрмитаж, Санкт-Петербург

 

6 мин. XVIII век – стиль рококо (продолжение барокко и его же антипод), дальше идёт неоклассицизм

 

Франсуа Буше «Портрет маркизы де Помпадур», 1756 г. Старая пинакотека Мюнхена

Франсуа Буше «Портрет маркизы де Помпадур», 1756 г. Старая пинакотека Мюнхена

 

  «Скриті образи» Олега Шупляка

 

Жак-Луи Давид «Портрет мадам Рекамье», 1800 г. Лувр, Париж

Жак-Луи Давид «Портрет мадам Рекамье», 1800 г. Лувр, Париж

 

Рене Магритт «Перспектива мадам Рекамье», 1951 г. Национальная галерея Канады

Рене Магритт «Перспектива мадам Рекамье», 1951 г. Национальная галерея Канады

 

7.40 мин. После следует эпоха романтизма, с неё всё невероятно убыстряется (новое рождается, старое отмирает на глазах изобретателя).

С эпохи романтизма новаторство начинает ценится выше мастерства.

 

Теодор Жерико «Плот Медузы», 1818-1819 гг. Лувр, Париж

Теодор Жерико «Плот Медузы», 1818-1819 гг. Лувр, Париж

 

9.35 мин. Весна 1874 г. – впервые выставились импрессионисты – были не очень поняты, но они выступили в неблагоприятный час истории.

11 мин. Живопись в чистом виде – импрессионисты и Клод Моне (очищение души, снятие стрессов, усталости). Но и романтик (более традиционный) Коро не хуже.

 

Клод Моне «Скалы в Бель-Иль. Порт-Домоис», 1886 г. Сент-Луисский художественный музей, США

Клод Моне «Скалы в Бель-Иль. Порт-Домоис», 1886 г. Сент-Луисский художественный музей, США

 

Клод Моне «Стог сена в Живерни», 1886 г. Эрмитаж, Санкт-Петербург

Клод Моне «Стог сена в Живерни», 1886 г. Эрмитаж, Санкт-Петербург

 

Жан-Батист Камиль Коро «Утро в Венеции», 1834 г. Галерея Тейт, Лондон

Жан-Батист Камиль Коро «Утро в Венеции», 1834 г. Галерея Тейт, Лондон

 

12 мин. 70-е годы XIX века – взрыв протестов против академизма во Франции и в России.

Импрессионисты идут по линии чистой живописи, а российские передвижники идут по пути литературы и публицистики, где выражена социальная тема.

 

Клод Моне «Бульвар Капуцинок в Париже», 1873 г. ГМИИ им. А.С.Пушкина, Москва

Клод Моне «Бульвар Капуцинок в Париже», 1873 г. ГМИИ им. А.С.Пушкина, Москва

 

13.25 мин. Иван Крамской «Неутешное горе», Илья Репин «Крёстный ход» (писал в Чугуеве).

 

Иван Крамской «Неутешное горе», 1884 г. Третьяковская галерея, Москва

Иван Крамской «Неутешное горе», 1884 г. Третьяковская галерея, Москва

 

Илья Репин «Крестный ход в Курской губернии», 1880-83 гг. Третьяковская галерея, Москва

Илья Репин «Крестный ход в Курской губернии», 1880-83 гг. Третьяковская галерея, Москва

 

Николай Ге и Мунк (Норвегия) за 10-15 лет предшествовали экспрессионистам.

 

Николай Ге «Голгофа», 1893 г. Третьяковская галерея, Москва

Николай Ге «Голгофа», 1893 г. Третьяковская галерея, Москва

 

14.45 мин. Модерн и символизм.

Михаил Врубель «Демон, который сидит» («Всё началось с него» – написала А.Ахматова).

 

Михаил Врубель «Демон, сидящий», 1890 г. Третьяковская галерея, Москва

Михаил Врубель «Демон, сидящий», 1890 г. Третьяковская галерея, Москва

 

15.45 мин. Парижский авангард – Пабло Пикассо олицетворяет классический авангард (кубизм).

 

Пабло Пикассо «Авиньонские девицы», 1907 г. Музей современного искусства Нью-Йорка (МоМА)

Пабло Пикассо «Авиньонские девицы», 1907 г. Музей современного искусства Нью-Йорка (МоМА)

 

16.35 мин. Василий Кандинский – один из отцов абстракционизма, гениальный изобретатель, человек ренессансной всесторонности. К началу ХХI века абстракционизм уже получил эпигонов (механических продолжателей, последователей), псевдогениев, оброс поклонниками.

Василий Кандинский – выражена связь музыки с живописью, был музыкантом, всё рассчитывал.

 

Василий Кандинский «Импровизация 30 (Пушки)», 1913 г. Институт искусства, Чикаго

Василий Кандинский «Импровизация 30 (Пушки)», 1913 г. Институт искусства, Чикаго

 

19.45 мин. Ганс Арп – дадаист (I мировая война, Цюрих) – хулиганское явление, геометрические формы, демократический абстракционизм.

 

Ганс Арп «Геометрические формы», 1914 г.

Ганс Арп «Геометрические формы», 1914 г.

 

20.30 мин. Последнее крупное живописное явление – сюрреализм, Сальвадор Дали – не блестящий живописец, известная картина «Пылающий жираф».

 

Сальвадор Дали «Жираф в огне», 1936-1937 гг. Художественный музей, Базель

Сальвадор Дали «Жираф в огне», 1936-1937 гг. Художественный музей, Базель

 

23 мин. – про книгу Григория Козлова «Покушение на искусство»

 

 

1. Фрагмент монументального розпису з печери Альтаміра Іспанія. Верхній палеоліт

2. Фрагмент зображення у печері Ляско Франція. Верхній палеоліт

3. Луксор. Колони лотосовидні Нове царство

4. Розпис підлоги палацу в Ахетатоні

5. Арфіст Кіклади ІІ тис. до н.е. Музею образотворчих мистецтв, Річмонд

6. Поліклет Дорифор Друга половина V ст. до н.е. Реконструкція ДМОМ ім.О.С.Пушкіна, Москва

7. Афінський акрополь. Загальний вигляд Середина V ст. до н.е.

8. Венера Мілоська 150 р. до н.е. Лувр, Париж

9. Колізей 75-80 рр. Рим

10. Пантеон 120 р. Рим

11. Софійський собор Стамбул 324-337 рр.

12. Володимирська ікона Божої Матері V ст. Третьяковська галерея, Москва

13. Собор Нотр-Дам у Реймсі XIII-XV ст. Франція

14. Собор Нотр-Дам у Реймсі Марія та Єлизавета; Ангел, котрий посміхається. XIII-XV ст.

15. Собор в Кельні XII-XIX ст. Німеччина

16. Ткачі-донатори. Фрагмент вітражу «Богородиця Прекрасного скла». 1180 р. Кафедральний собор Богоматері у Шартрі

17. Джотто ді Бондоне Зустріч Іоакіма з пастухами Фреска капели Скровеньї 1305-1313 рр. Падуя, Італія

18. Джотто ді Бондоне Поцілунок Іуди Розпис капели Скровеньї 1304-1306 рр. Падуя, Італія

19. Мазаччо Трійця 1427 р. Санта Марія Новелла, Італія

20. Доменіко Гірландайо Портрет дівчини Музей Калуста Гюбенкяна 1485 р. Лісабон, Португалія

21. Сандро Боттічеллі. Весна Близько 1482 р. Уффіці, Флоренція

22. Леонардо да Вінчі Мадонна в скелях 1483-1486 рр. Лувр, Париж

23. Мікеланджело Мадонна Брюгге Церква Нотр-Дам 1503-1505 рр. Брюгге, Бельгія

24. Мікеланджело. Створення Адама 1508-1512 рр. Собор Святого Петра, Рим

25. Мікеланджело Гробниця Джуліано Медічі Церква Сан-Лоренцо 1526-1533 рр. Флоренція

26. Ян ван Ейк, Хуберт ван Ейк. Ґентський вівтар 1432 р. Собор святого Бавона, Ґент, Бельгія

27. Альбрехт Дюрер Автопортрет 1498 р. Прадо, Мадрид

28. Рембрандт Повернення блудного сина 1653-1655 рр. Ермітаж, Санкт-Петербург

29. Ніколя Пуссен. Пейзаж з Поліфемом Близько 1649 р. Ермітаж, Санкт-Петербург

30. Дієго Веласкес Здача Бреди (Ліс списів) 1634 р. Прадо, Мадрид

31. Франс Хальс Веселий молодик 1627 р. Музей мистецтва, Кассель

32. Пітер де Хох Хазяйка і служниця Близько 1660 р. Ермітаж, Санкт-Петербург

33. Клод Лоррен. Відплиття цариці Савської 1648 р. Ермітаж, Санкт-Петербург

34. Антоніо Переда. Натюрморт 1652 р. Ермітаж, Санкт-Петербург

35. Франсуа Буше Портрет маркізи де Помпадур 1756 р. Стара пінакотека, Мюнхен

36. Жак-Луї Давід. Портрет мадам Рекамьє 1800 р. Лувр, Париж

37. Рене Магрітт. Перспектива мадам Рекамьє 1951 р. Національна галерея Канади

38. Теодор Жеріко. Пліт Медузи 1818-1819 рр. Лувр, Париж

39. Клод Моне Скелі в Бель-Іль 1886 р.

40. Клод Моне. Копиця сіна у Живерні 1886 р. Ермітаж, Санкт-Петербург

41. Каміль Коро. Ранок у Венеції 1834 р. Галерея Тейт, Лондон

42. Каміль Коро. Порив вітру 1860-70 рр. ДМОМ ім. О.С.Пушкіна, Москва

43. Клод Моне. Бульвар Капуцинок в Парижі 1873 р. ДМОМ ім. О.С.Пушкіна, Москва

44. Іван Крамський Невтішне горе 1884 р. Третьяковська галерея, Москва

45. Ілля Рєпін. Хресний хід в Курській губернії 1880-83 рр. Третьяковська галерея, Москва

46. Ніколай Ге Голгофа 1893 р. Третьяковська галерея, Москва

47. Михайло Врубель. Демон, який сидить 1902 р. Третьяковська галерея, Москва

48. Пабло Пікассо Авіньйонські дівчата 1907 р. МоМА, Нью-Йорк

49. Василій Кандинський Імпровізація 30 (Гармати) 1913 р. Інститут мистецтва, Чикаго

50. Ганс Арп Геометричні форми 1914 р.

51. Сальвадор Далі Жираф у вогні 1936-1937 рр. Художній музей, Базель

 

Наталия Романова

Наталия Романова

 

Наталия Романова

Наталия Романова

10.09.2016 года в рамках образовательного курса «История классической искусства», на территории образовательно-общественной организации «Культурный проект» была прочитана лекция на тему «Обзор истории искусства». Лектор – искусствовед, старший преподаватель Национального университета театра, кино и телевидения имени Карпенко-Карого Наталия Романова.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Підписатися на розсилку