Головна » Опасность креационизма в образовании (Парламентская ассамблея Совета Европы, резолюция №1580)

Опасность креационизма в образовании (Парламентская ассамблея Совета Европы, резолюция №1580)

1. Цель настоящего доклада состоит не в том, чтобы поставить под сомнение некое верование или борьбу с ним: право на свободу верования не допускает этого. Он преследует целью предостеречь от определённых попыток выдать верование за науку. Верование следует отделить от науки. Это не вопрос антагонизма.
2. Для некоторых людей Сотворение как предмет религиозных верования придаёт смысл жизни. Однако, Парламентская ассамблея обеспокоена возможными пагубными результатами распространения идей креационизма в наших системах образования, а также последствиями для наших демократий. Если мы утратим бдительность, креационизм может стать угрозой правам человека, которые являются сердцевиной деятельности Совета Европы.
3. Креационизм, рождённый отрицанием эволюции видов путём естественного отбора, в течение длительного времени был почти исключительно американским явлением. Сегодня идеи креационизма пытаются проложить себе дорогу в Европу, а их распространение оказывает влияние на ряд государств-членов Совета Европы.
4. Главной целью сегодняшних креационистов, большинство из которых − христиане или мусульмане, является образование. Креационисты пытаются добиться включения своих идей в школьные научные программы. Однако креационизм не может претендовать на то, чтобы считаться научной дисциплиной.
5. Креационисты ставят под сомнение научный характер некоторых знаний и утверждают, что теория эволюции является лишь одной из многих интерпретаций. Они обвиняют учёных в том, что те не представляют достаточно доказательств, позволяющих считать теорию эволюции научно состоятельной. При этом они отстаивают научный характер собственных тезисов. Но ни один из них не выдерживает объективного анализа.
6. Мы наблюдаем нарастание способов мышления, которые оспаривают сложившуюся систему знаний о природе, эволюции, нашем происхождении и месте во вселенной.
7. Существует реальная опасность появления в умах наших детей серьёзной путаницы, в частности, смешения того, что связано со всевозможными убеждениями, верованиями и идеалами с тем, что имеет отношение к науке. Тезис о том, что “все вещи равны”, может показаться привлекательным и терпимым, но по сути – он опасен.
8. Креационизм имеет множество противоречивых аспектов. Идея “разумного замысла”, которая представляет собой самую последнюю и наиболее изощрённую версию креационизма, не отрицает полностью эволюцию. Доктрина “разумного замысла”, если представить её более тонко, пытается обрисовать свой подход как научный, в чём, собственно, и заключается опасность.
9. Ассамблея постоянно настаивала на том, что наука имеет основополагающее значение. Именно наука позволила существенно улучшить условия жизни и труда, став немаловажным фактором экономического, технологического и социального развития. Теория эволюции не имеет ничего общего с божественным откровением, поскольку зиждется на фактах.
10. Креационизм претендует на научную строгость. Фактически же, методы, к которым прибегают креационисты, можно разделить на три типа: чисто догматические утверждения, “передергивание” научных цитат, иногда иллюстрированных превосходными фотографиями, и поддержка более или менее известных учёных, большинство из которых не являются специалистами в этих вопросах. С помощью этих средств креационисты стремятся апеллировать к неспециалистам и посеять в их умы сомнения и смятение.
11. Эволюция − это не просто вопрос эволюции отдельных людей и народов. Отрицание её могло бы иметь серьёзные последствия для развития наших обществ. Достижения в медицинской науке, имеющие целью эффективную борьбу с инфекционными заболеваниями, такими как СПИД, невозможны, если отрицать сам принцип эволюции. Без понимания механизмов эволюции невозможно в полной мере ценить опасность существенного сокращения биологического разнообразия и изменения климата.
12. В основе нашего современного мира лежит длительная история, неотъемлемой частью которой является развитие различных форм науки и техники. Однако, научный подход ещё не до конца понят, что способствует развитию всевозможных форм фундаментализма и экстремизма. Тотальное отрицание науки, несомненно, представляет собой одну из самых серьёзных угроз правам человека и гражданина.
13. Война, объявленная теории эволюции и её сторонникам, зачастую уходит корнями в различные формы религиозного экстремизма, который тесно связан с крайне правыми политическими движениями. Движение креационистов обладает реальной политической властью. Суть же этого явления, что неоднократно подтверждалось, заключается в том, что некоторые сторонники строгого креационизма пытаются заменить демократию теократией.
14. Все ведущие представители основных монотеистических религий заняли гораздо более умеренную позицию. Так, Папа Бенедикт XVI, так же, как и его предшественник, Папа Иоанн-Павел II, прославляет роль науки в эволюции человечества и признает, что теория эволюции это “больше, чем гипотеза”.
15. Поэтому обучение всем явлениям, касающимся эволюции как основополагающей научной теории, исключительно важно для будущего наших обществ и нашей демократии. По этой причине она должна занимать центральное место в учебных программах, особенно в программах научных исследований до тех пор, пока наравне со всеми другими теориями, она будет в состоянии выдерживать строгий научный анализ. Эволюция присутствует всюду: от чрезмерного увлечения антибиотиками, которое приводит к появлению резистентных бактерий, до чрезмерного использования в сельском хозяйстве пестицидов, в результате чего насекомые мутируют и становятся невосприимчивы к пестицидам.
16. Совет Европы обращает внимание на важность обучения культуре и религии. Во имя свободы слова и личных верований креационистские идеи, как и любые другие теологические постулаты, могли бы быть представлены как дополнение к культурному и религиозному образованию, однако они не могут претендовать на научную респектабельность.
17. Наука даёт незаменимую тренировку интеллекту. Она пытается не объяснить, “почему существуют вещи”, а понять, как они работают.
18. Анализ растущего влияния креационистов показывает, что спор между креационизмом и эволюцией далеко выходит за рамки интеллектуальной дискуссии. Если мы не будем достаточно осторожны, то над ценностями, которые представляют собой саму суть Совета Европы, нависнет прямая угроза со стороны креационистов фундаменталистского толка. И именно парламентариям Совета надлежит отреагировать на эту ситуацию, пока не стало слишком поздно.

19. В связи с этим Парламентская ассамблея призывает государства-члены и, в частности их органы образования:

19.1. защищать и пропагандировать научные знания;

19.2. укреплять обучение основам науки, её истории, гносеологии и методике, наряду с преподаванием объективных научных знаний;

19.3. сделать науку более понятной, привлекательной, приблизить её к реалиям современного мира;

19.4. твердо противостоять учению креационизма как научной дисциплины, равной теории эволюции, и в целом противодействовать выдвижению креационистских идей в любой научной дисциплине, помимо религии;

19.5. пропагандировать изучение в рамках школьных программ эволюции как основополагающей научной теории.

20. Ассамблея приветствует тот факт, что в июне 2006 года 27 академий наук государств-членов Совета Европы подписали декларацию об учении эволюции, и призывает академии наук, которые ещё не сделали этого, подписать эту декларацию.

Обсуждение прошло в Ассамблее Совета Европы 4 октября 2007 года (35-е заседание) (см. док. 11375, доклад Комиссии по культуре, науке и образованию, докладчик: г-жа Брассер).

16.04.2017


Підписатися на розсилку