Головна » По следам «Донкульта» (ІІ)

По следам «Донкульта» (ІІ)

samumray.in .ua . - По следам «Донкульта» (ІІ)

 

 

donkult 20142 1024x768 - По следам «Донкульта» (ІІ)
Двухнедельная программа «Донкульт – мистецькі надра» была действительно насыщенной и разнообразной, а самое главное – весьма познавательной. На самом деле, посетить все интересующие события вряд ли кому-то было по силам, ведь окунаться в интеллектуальную или эмоциональную атмосферу мероприятий, проводимых по плотному графику ежедневно, одно за другим – неподъёмная нагрузка.
Мало кто на неё действительно отважился. В основном публика выбирала что-то одно, то, что ей по вкусу. Следует отметить, что людей было мало, – особенно хорошо это осознаётся в соизмерении с населением Киева, хотя бы с той его «подвижной» частью, которую хоть что-то интересует, – даже если делать скидку на трансово-депрессивное и довольно истощённое обстоятельствами состояние, в котором большинство людей находятся после года напряжённых и сложных событий.
donkult 20141 270x300 - По следам «Донкульта» (ІІ)Конечно, открытие-закрытие, выступление крупных музыкальных коллективов и некоторые камерные вечера (да и С.Жадан с «Собаками в космосе») – собирали полные залы. К такому же событию можно отнести и концерт «Відлуння Еллади» греческого общества «Зорбас» и певицы Илларии (к слову, она хотя и была заявлена «гвоздём» программы, выступала недолго), но и это объяснимо: этнические греки собрались, чтоб поприветствовать друг друга и пообщаться.
А вот театр фольклорной песни «Дивина», который сыпал сплошными перлами и произвёл настоящий фурор, выступал в полупустом зале (ценителей оказалось около 20 человек). И даже коллеги-фольклористы, и те не уважили великолепных исполнительниц автентики донецкого края своим посещением.
Моноспектакль Петра Миронова «Чорний птах з білою відзнакою смерті», посвящённый памяти В.Стуса, прошёл с полным аншлагом (как обычно бывает на спектаклях этого таланливого актёра и режиссёра). Но Пётр Миронов более органично играет по-русски, а сама тема судьбы Стуса, как и его стихи, очень сложная. На взгляд автора, спектакль не получился, сердца не тронул. Возможно, это не то, за что следовало бы браться исполнителю.
Ещё хотелось бы сказать несколько слов о короткометражном фильме «Уроки української» Руслана Батицкого. Больше для того, чтобы порадоваться, что его нет в свободном просмотре, и как фильм, рассчитанный на фестивальные показы, его увидят малое количество зрителей. Если будет шанс – не смотрите его: садизм и отвратительные сцены (спасибо Арсену Савадову, чувствовалось его участие). Всё утрировано до невозможного примитивизма. Эта кинематографическая работа просто опасна. Ведь после просмотра у многих, имеющих конкретное мышление, может возникнуть чёткая и навязчивая идея – идти на Донбасс и убивать.
Зачем режиссер снял такую откровенно провокационную ленту осталось тайной (автора не было на дискуссии, а его коллеги по цеху достаточно легкомысленно хвалили фильм за стилистику, кадры, словом, «за красочную картинку»).
А вот старые фильмы Дзиги Вертова и Леонида Лукова были как нельзя кстати. Они, как и живописные произведения эпохи соцреализма, выставленные в залах музея «Духовні скарби України», помогали формированию самостоятельного восприятия предистории и лучшего понимания особенностей Донбасса как индустриального региона Украины.
donkult kiev 2014 300x216 - По следам «Донкульта» (ІІ)Круглый стол поэтов Донбасса, курируемый Ириной Славинской и Ирэн Роздобудько, всё же людей собрал (имя Игоря Жука среди участников, безусловно, сыграло свою положительную роль). Хотя название его «Донбасс – край полутонов» так и осталось в «полутоне» (не понятно, откуда взялось и что означало). Поэты и писатели (в основном – женский пол) представлялись и зачитывали свои произведения. Каждый присутствующий смог составить, хотя и поверхностно, своё впечатление. Очень понравились стихи киевлянки-горловчанки Раисы Талалай, чувствовалось, что они написаны с любовью в сердце и искренними переживаниями о судьбе малой родины. Нравились сдержанность выступающих и их рассудительность, особенно тех, кто мудро воздержался от «тыканий пальцами» и выпадов в сторону «врага». А вот Елена Стяжкина с праведным огнём в глазах и еле сдерживаемым гневом на «нового Гитлера» именно его обвинила во всех грехах. Тексты свои читать отказалась и всем видом выказывала возмущение непонятливыми, и создалось впечатление, что она знает, что нужно делать и что буде дальше в сложившейся на Донбассе ситуации. А Ирэн Роздобудько легкомысленно назначала свидание всем присутствующим писателям на площади Донецка, под монументом Ленина,конечно, поваленном, с коньяком и победой. Да ещё и желала, чтоб в него (монумент) попала украинская артиллерия. Ну что ж, простим ей это хулиганство: женщина, что с неё возмёшь? А вот высказанная ею же надежда на то, что денег на культуру будет выделяться больше (с чего бы это, учитывая все обстоятельства?!), вызвала уж совсем искреннее удивление.
donkult 2014. 300x261 - По следам «Донкульта» (ІІ)Главным и важным аккордом, особенно ценным в данной ситуации, по мнению автора, были выступления интеллигенции – лекции профессоров из Донецка. Трое разных людей, три разные, хотя близкие темы, разные взгляды на проблему, акцентуация на разных аспектах ситуации на Донбассе. Объединяло их стремление объективно осветить существующие обстоятельства и раскрыть причину их возникновения. Но главное, что хочется отметить и за что хочется поблагодарить их всех, – это смелость и честность в демонстрации своей позиции.
Дискуссии же после лекций – неофициальное общение – также впечатлили, как и те, что довелось наблюдать после круглого стола донецких писателей и после некоторых других мероприятий форума.
Эти наблюдения вписались в некую интересную картину, которую даже можно рассматривать в качестве социального среза, своеобразного опросника. И вот что вырисовалось: есть обвиняемые и обвинители, причём, они постоянно меняются местами и «перетасовываются». То виноват Донбасс и его жители, особенно, интеллигенция, которая «неизвестно куда смотрела»; то виноват Киев и его правители с их решениями; то виновник – Путин, который «если бы захотел, то завоевал бы и Харьков, и Киев, и Львов, и Закарпатье» (но, видимо, ему почему-то не хочется).
donkult 2014 300x237 - По следам «Донкульта» (ІІ)Понятно, что все напряжены и напоминают мышей, голодных и злых, которых посадили в одну клетку. Всего лишь один слегка «неудобный» вопрос – и баталии (грызня) вспыхивают с огромной мощностью, открывая раны и шрамы; люди просто «кусают» друг друга. Конечно, жителям Киева легче судить и обвинять со стороны, пребывая в собственной квартире, даже если экономическая обстановка ухудшилась и дамоклов меч войны и стресса висит над их головой. Значительно хуже положение жителей Донецка и Луганска, которые вынуждены жить и преподавать в другом месте, часто лишившись жилья, близких, зарплаты и почвы под ногами. К тому же, к ним со всех сторон тысячи вопросов. И если на вопрос «почему?» можно фантазировать или говорить то, что ты действительно думаешь (хотя не все отважатся на это даже в приватных беседах), то на личные обвинения и вопросы «а где ты был? а ты почему допустил это?» многие начинают фальшивить и бить себя в грудь, уверяя «тутошних», что они-то и есть настоящие патриоты, потому-то они и здесь (выехали). Лишь одна поэтесса была честна и сказала, что и там (ДНР и ЛНР) остались прекрасные люди, у которых разные жизненные обстоятельства и причины, по которым они остались на территории, где происходят военные действия.
И жаль, что мало кто способен слышать другого, и не только слышать, но и понять. А возможно ли это, если люди опираются на разные локальные мифы, а СМИ в этом помогают, раздувая вражду. Способность смотреть глобально и видеть суть – не всем присуща, к сожалению. А мудрость и милосердие – да ещё и в сочетании – вообще редкий божий дар…

  Метафизика Донбасса и донецкий миф

5.12.2014

 

 

Національний форум «Донкульт — Мистецькі надра», присвячений культурі та мистецьким здобуткам Донбасу.

Рецензия «Донкульт» – донецкая культура. Поддержать или доказать очевидное? (І)

Рецензия По следам «Донкульта» (ІІ)

Лекція «Людина з Донбасу: основні складові соціального конструкту»

Лекція «Метафизика Донбасса и донецкий миф»

Лекція «Українська ідея на тлі європейської культури. Україна та феномен Росії»


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Підписатися на розсилку

Яндекс.Метрика