Головна » Кто и что (какая сила) стоит за автором? (рецензия на выставку Сергея Поноченюка)

Кто и что (какая сила) стоит за автором? (рецензия на выставку Сергея Поноченюка)

samumray.in.ua.

 

 

P1170680Вчера довелось побывать в Киевской галерее Союза художников Украины «Мытець» (ул. Б. Васильковская, 12) на персональной выставке художника Сергея Поноченюка.

Название выставки очень заинтересовало и заинтриговало. «Космическое созерцание. Символы и пространства» звучит, согласитесь, внушительно и многообещающе, особенно для людей, которые идут по дороге духовного поиска, то есть интересуются вопросами души.

Внимательно рассматривая представленные работы и вчитываясь в достаточно пространные описания их – тексты – комментарии, сделанные О. Печеник и М. Иванцив,  — несколько смутились от несоответствия. Собственный взгляд – выхватывал и чувства с разумом подсказывали, что видишь одно, а подписи смело и настойчиво  уверяли в совсем другом, иногда вовсе противоположном видимому.

Слишком уж бросалась в глаза и возмущала подобная навязчивость: «вы видите радость, чувствуете свет, присутствие Творца, погружаетесь в центр Вселенной», и в том же духе: «здесь автор изображает это, а тут он проник в эти глубины».

Без смущения и застенчивости зрителю навязывалась определенная точка зрения — угол, под которым картины следовало бы рассматривать, воспринимать и оценивать. А почему мы должны доверять такому текстовому проводнику? Откуда и как мы можем увериться в его истинном знании и правоте?! Хорошо известно: «Не верь брату своему родному, а верь глазу своему кривому».  Это как раз к теме. Не побоимся упрека в наличии «кривого глаза», недопонимании, вследствие, конечно, узости собственного сознания.

Подписи к работам — неуважение к публике, которой вменяется игнорировать собственное восприятия. Неужели все такие неспособные и ограниченные, что требуют растолкования искусства? И если работы действительно так хороши и так глубоки (а именно такие воздействуют на подсознание зрителя через узнаваемые архетипические образы), то они совершенно не нуждаются в комментариях, разве что в заглавном слове искусствоведа.

Скажем откровенно, что даже беглый взгляд на рисунки Сергея Поноченюка, без чтения названий и объяснений, вызвал чувство отвращения. Однозначно, выставка была неприятной и не понравилась. Явно просматривался совсем не Бог, вдохновивший художника, а наоборот...

P1170665На полотнах красуется темный низший мир со всеми его составляющими: разобранность, расчленённость, бессвязность, ящерицезмеиность, холодность, червякопауковость, хаотичность. Никакой радости, красоты, любви и Божественного Света не заметили. Легче от увиденного на душе не стало. А сердце подсказывало, что распрекрасные пропетые дифирамбы-комментарии грубо обманывают, проще говоря, лгут и вводят в заблуждение. Неискушенный человек может усомниться: «А может, на самом деле, я ничего не смыслю ни в живописи, ни в духовной жизни, ни в собственных ощущениях?»; и он автоматически присоединиться к темному источнику, стоящему и так явно проглядывающему за автором (и не только с портрета).

p.s. Единственный плюс — резные аналоги некоторых работ из дерева. Небольшой подарок слабовидящим, который не сумеет им так явно навредить, как тем, кто может все «узреть воочию», как говориться. В условиях нашего социума люди с ограниченными возможностями реально ограничены практически во всём, потому хорошо, что смогут осязать хоть это.

Единственно , в чём не возникло сомнений и что не вызвало подозрений, — это несколько рисунков в виде мандал и деревянный «щит».

13.04.2013

Небольшая дополнительная ремарка

P1170675P1170667Довелось побывать ещё на одной выставке Сергея Поноченюка «ВсеСвит», которая в феврале 2015 года проходила уже в залах Национального музея Шевченко. Три зала работ и в этот раз не порадовали. Зато порадовало всяческое отсутствие подписей под картинами. Но в целом – воз и ныне там, где был. Автор верен себе.
P1170673P1170674В голову пришли некоторые ассоциации: множественные червеобразные элементы на его полотнах чем-то до боли похожи на такие же у знаменитого Ивана Марчука. К чему такое препарирование жизни? Тому, кому интересно внутреннее строение организмов, интересуется биологией или анатомией человека. Благо есть достаточное количество соответствующих атласов и учебников, а электронный микроскоп также изобретён очень давно и обеспечивает доступ к микромиру. Но ради этого посещать художественные выставки кажется странным и лишним.
А от некоторых произведений просто таки отдаёт душком знаменитой выставки «Тайны тела» (там тоже сплошная препарация).
Хотя следует отметить, что в одном из залов некоторые картины со спиралями и сферами показались симпатичными и действительно космичными.

23.02.2015


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Підписатися на розсилку

Яндекс.Метрика