Головна » Страх: осознание и управление им

Страх: осознание и управление им

 

Лекция «Страх: осознание и управление им», Инна Рябошапко

20.09.2016 в Доме учёных НАН Украины была прочитана лекция на тему: «Страх: осознание и управление им». Лектор – бизнес-тренер, тьютор, автор ряда очных и дистанционных курсов, тренингов по личной эффективности, деловым коммуникациям, продажам, психолог отдела планирования и работы с семьями Киевского городского центра семьи «Родынный дим» Инна Анатольевна Рябошапко.

 

 

Страх: осознание и управление им, лекция

 

 

2.50 мин. Лектор о себе и работе, о форме проведения занятий.

4 мин. Страх – эмоция; слушателям предлагается определится с тем, что каждый чувствует (его ведущей эмоцией).

Чтоб чем-то управлять, надо научится это осознавать!

8.10 мин. – при любом контакте с другими людьми присутствует страх, людям хочется показать себя с лучшей стороны; одновременно присутствует желание отделиться и желание присоединиться, объединиться (образ дикобразов Шопенгауэра)

9.45 мин. Инстинкт самосохранения связан с эмоцией страха. Страх присутствует всегда.

10 мин. – эмоциональный интеллект (компетентность) – очень важен,

IQ для успешности в жизни даёт лишь 15%;

80% успеха обеспечивает умение решать эмоциональные проблемы (владеть собой, общаться, справляться с обстоятельствами и стрессом)

12.25 мин. Страх хорошо или плохо? Всё зависит от умения им управлять.

14 мин. Эмоциональная компетентность:

  • Осознание того, что мы чувствуем (есть больше 500 способов это что-то озвучить).
  • Управление эмоцией.
  • Осознание эмоций другого.
  • Помощь другим в их эмоциональном состоянии.

15 мин. Гнев, чувство вины также сильно влияют на нашу жизнь.

16.45 мин. Упражнение – по парам.

Задача – вспомнить нейтральное событие из жизни и рассказать его с эмоцией сильного страха.

19.10 мин.: то же самое событие рассказать с эмоцией радости

19.35 мин. Насколько изменилась интерпретация событий в зависимости от эмоций?

  • ответы, комментарии и интерпретация слушателей

24.30 мин. Вывод после упражнения: эмоции, преобладающие во время события, влияют на его интерпретацию и его проживание.

25.45 мин. Как себя проявляет страх важно знать, чтоб его выявлять и осознавать.

Каковы действия под властью страха?

1) Спрятаться (убежать) избежать?

2) Напасть

26.40 мин. Как это проявляется на уровне тела? – Множеством физиологических реакций (дрожь, сердцебиение, неконтролируемые движения).

27.30 мин. Мысли, которые посещают в это время: кто подстроил ситуацию, как избавиться от страха?

28.50 мин. Методы управлением страхом – возможны и нужны на всех уровнях: эмоций, тела, мыслей.

29.10 мин. Как окружающие реагируют на ваш страх?

«С чем приходишь, то и получаешь» – как это понять?

30.25 мин. Страх – хитрая эмоция: он склонен маскироваться.

Часто прячется за гнев, в случае, если хочется напасть.

Мы разгневаемся – и на нас набросятся.

32.55 мин. Или вы управляете страхом, или он управляет вашей жизнью!

33.30 мин. – отражение эмоций на мимике лица.

Страх: осознание и управление им, лекция

Всё тело также отреагирует на страх.

34.20 мин. Задание: обратите внимание на надбровные дуги и попробуйте их расслабить. Удалось? – Да. Значит были напряжены, был какой-то страх.

34.50 мин. Уделяем последовательно внимание: шея – плечи.

В наше время мы ожидаем нападение не на уровне тела.

38.00 мин. Есть первичные эмоции – на событие или его ожидание (опасность для тела), есть вторичные – на воспоминание о событии, они связаны с опасностью для «эго».

40.00 мин. Страх как фон присутствует всегда!

42.35 мин. Потеря жизненной силы от страха ведёт к появлению психосоматических болезней.

Страх: осознание и управление им, лекция

Результат присутствия страха

15 лет назад считали, что 15% болезней психосоматические, а 5 лет назад уже считают, что таковыми являются уже 85% заболеваний.

Психологи же полагают, что все болезни от психоэмоциональных проблем.

44.05 мин. Определены причины психоэмоционального состояния, если работаете над этим, то уходит заболевание.

45.25 мин. Страх любит прятаться в разных мышцах, правая сторона – мужская, левая – женская.

Страх перед будущим – жир на животе (ресурсы на крайний случай).

Нежелание видеть и слышать – проблемы глаз и ушей.

  Про військові втрати, про проблеми адаптації ветеранів, поради психологам та близьким

48.45 мин. Организм мудр, он наш друг, подсказывает, где проблема.

Страх имеет разные лица: волнение, тревога, беспокойство, испуг.

Страх: осознание и управление им, лекция51.45 мин. – выставьте баллы на шкале, основываясь на своём опыте

 

Слушатели предлагают свои варианты расстановки эмоций на шкале: лёгкий страх – волнение, максимальный страх – паника или ужас; обмениваются мнениями о разных вариантах страха.

 

58.20 мин. Лектор предлагает ознакомиться с усреднённым результатом.

Страх: осознание и управление им, лекция

 

59.20 мин. Есть базовая эмоция – страх, остальные (волнение, беспокойство, тревога и другие) входят в неё.

2 час

0.30 мин. Две или четыре эмоции – базовые (по мнению разных психологов).

Противоположная страху – вторая базовая эмоция – любовь (это радость, счастье, блаженство).

1.30 мин. :

Страх

Гнев                       это 4 базовые эмоции по второй теории

Печаль

Радость

1.50 мин. Слушатель об эмоциях-антиподах: ненависть – любовь, страх – рассудительность (хладнокровие).

2.25 мин. Чем выше эмоции (по шкале от 50% наполняемся страхом и более до 100%) – тем быстрее отключается мышление!

Пример – озёрная гладь и собственное воображение.

Во время конфликта – всё накапливаемое и складированное всплывает наружу, ни одна здоровая мысль не приходит в голову.

3.45 мин. Чтоб решить вопрос – следует справиться с эмоциями (как с положительными (в состоянии эйфории от любви можно дров наломать), так и с отрицательными.
Страх: осознание и управление им, лекция5.30 мин. 16.48 мин. Слушательница: голод, секс (инструмент продолжения рода) и страх – три сильнейших инстинкта, которые движут мир.

6.40 мин. – о пирамиде потребностей Маслоу (её уровнях)

7.25 мин. Чего на данный момент боитесь? – полезный вопрос для самоосознания.

8.50 мин. – психолога дополнили потребностью получать удовольствие – базовой

9.45 мин. – страх любить быть фоном (даёт постоянное напряжение)

Страхи высоты, темноты? Что это? – Страх неизвестности.

В русских колыбельных детей пугают, также испугать детей стараются родители.

12.30 мин. Страх воды – страх утонуть.

13.00 мин. О законе Йеркса – Додсона, законе удовлетворения, радости, любви и страха. На работе часто пугают – используют страх как мотивацию.

На самом деле работоспособность сперва повышается, потом падает.

Страх как стимулятор не работает!

 

Страх: осознание и управление им, лекция

14.10 мин. Причина возникновения поставленной лектором задачи – проводить занятия по страху – 2003 или 2004 г., когда Нобелевскую премию вручили за открытие, смысл которого в том, что экономические решения принимались под влиянием психологических моментов.

15.00 мин. Любые решения человек принимает или под влиянием страха, или под влиянием положительных эмоций (удовлетворение, интерес).

Психологи разделяют мотивацию на: мотивацию «от» (страха), мотивацию «к» (хорошему, любовь, радости, удовольствию).

15.40 мин. – у детей и животных – есть только настоящее, у взрослых – есть прошлое, настоящее, будущее (опыт прошлого переносится на будущее)

18.20 мин. – решение копить от страха – вылезет боком, деньги потеряются

!Действуйте для лучшего – всё улучшится!

19.00 мин. Алгоритм (предлагается) для того, чтоб докопаться в первопричине страха.

Есть много теорий страха:

  1. Биологический.
  2. Социальный.
  3. Экзистенциональный.

Страх: осознание и управление им, лекция

 

23.15 мин. За многими страхами – страх не справиться (неудачи, одиночества, ущербности, неполноценности).

24.10 мин. Мужчинам тяжелее разобраться с эмоциями, в т.ч. со страхом (они для мальчиков под запретом!).

Мужчины также эмоциональны, но (во вред им) их не учат с этим справляться.

25.00 мин. Задание: уточнить для себя (переформулируйте, конкретизируйте), чего же вы боитесь на самом деле.

26.00 мин. – пример: воспитания слонёнка (привязывают к дереву), так и человек привыкает к зоне комфорта

27.20 мин. Страх сигнализирует об неизвестной зоне.

28.20 мин. Как же управлять страхом?

Страх: осознание и управление им, лекция

Результат (польза) управления страхом

 

29.00 мин. Основополагающие принципы управления страхом:

  1. I. Мы ответственны за свои эмоции.
  2. II. Принятие всех своих эмоций (не отодвигать, не прятать, не подавлять); любая эмоция, в т.ч. страх – ресурс!
  Хандра мегаполиса… и как с ней справиться

Польза от страха, который преодолеваем, – мобилизация и высвобождение энергии, которую нужно направить в нужное русло.

Проговорите: «Я хочу, чтоб энергия, освобождённая от преодоления страха направилась на эту (конкретную) цель».

33.15 мин. Вы создаёте намерение в пространстве. Начните работу с маленьких страхов.

35.00 мин. Гнев – также может помочь нам в жизни. Эмоции – информируют нас о проблемах.

Будьте внимательны, подкорректируйте, измените жизнь к лучшему.

35.50 мин. Складируемое – вылазит боком. Сильные эмоции (от 50% – до 100%) способны «взорвать» наш организм, так как это сильное напряжение.

37.30 мин. Принять эмоцию – признать, что это необходимо. А нас «табуируют на эмоции». Мы за эмоции корим и наказываем!

39.20 мин. Эмоцию можно и нужно переосмыслить, перенаправить в другое русло.

41.20 мин. Эмоциями уровня 0–50% мы ещё можем видимо управлять–отвлекаемся, а дальше справиться труднее, т.к. всё накапливается: 50–70% – буферная зона, нас зацикливает – происходит мысленная жвачка (ни о чём другом не можем думать) – отсюда психосоматика (из руминации!), т.к. тело очень перенапрягается.

46.40 мин. – Управление страхом – 4 квадрата.

Страх: осознание и управление им, лекция

 

«­–» эмоции хотим снизить; «+» эмоции хотим повысить.

Направление работы (с собой и другими):

  1. Реактивные методы: здесь и сейчас.
  2. Проактивные методы: профилактика.
  3. С «+» эмоциями:

– зажечь искру

– подбрасывать дрова

  1. С «–» эмоциями (тушим пожар)

1-й уровень – тело:

  1. Что я чувствую? (оценка тела, мимики, дыхания)
  2. Что сделать, как помочь?

50.05 мин. – приглашаются участники

50.45 мин. Упражнение: руки вверх, по суставам сбрасываем вниз с выкриком «ха» или «хух».

54.15 мин. То, что боимся, притягиваем в свою жизнь (прошлое проецируем на будущее).

57.00 мин. «Я боюсь, что не получится» переформатируйте в план действий.Привычка закрепляется 40 дней.

Если вы боитесь чего-то всю жизнь, то это записывается в ДНК!

58.27 мин. Для глобальных страхов одного действия мало, следует целенаправленно работать над собой.

59.40  мин. Тушение пожара через тело: регулировка дыхания, темпа речи, движений.

Медленное дыхание: вдох – на 4 счёте; выдох – на 4 счёт.

 

3 час

 

Самый популярный метод помощи – улыбайтесь. Минимум две минуты., искренне.

В головной мозг от мышц лица поступает сигнал «Всё хорошо» – снимается напряжение на уровне тела.

2.10 мин. Улыбка – нижняя челюсть расслаблена.

Страх и гнев – напряжение (зажим) – мышцы шеи спазмированы, как следствие  зажат позвоночник (шейный отдел). Позвоночник – столб.

В стрессе медленно двигайтесь и говорите, концентрируясь на этом: идёт переключение с пережитой эмоции на тело, мысли, высший мир.

4 мин. Упражнение (для мышечной релаксации):

последовательно напрягаем мышцы снизу вверх и удерживаем напряжение (с пальцев ног до лица) – сбрасываем, как результат — облегчение, релаксация.

6.30 мин. Медитация и ментальные упражнения очень  полезны.

Самое простое – проговорите вслух то, что вы чувствуете (ослабляем напряжение, эмоция идёт на убыль).

Если эмоция зашкаливает, то у слушателя есть опасность включится, внутренне старайтесь отстранится!

9.10 мин. Предостережение: или вы что-то прекрасное увидели, восхищены или что-то хорошее с вами произошло, то помолчите, не делитесь, иначе эти прекрасные ощущения тут же вас покинут.

9.35 мин. Пойти на страх – идти ему навстречу!

Страх – в голове, это иллюзия, стоящая на границе, якобы нас охраняющая.

Выручает юмор.

10.50 мин. Избавиться от страха можно разобравшись в его причине.

11.20 мин. Управлять интенсивностью переживаний можно на уровне воображения («нажатие на тормоз», «уменьшение громкости»).

11.55 мин. Действие, конкретные шаги, помогает переключиться, избавляет от страха.

Логические задачи (кроссворды) действуют также, переключают эмоции правого полушария на левое для решения задачи.

13.00 мин. При истерике – стакан воды (питьё) переключает на действие .

14.27 мин. В экстремальных ситуациях – самомониторинг, мышечная и дыхательная релаксация, переключение внимания поможет стабилизации эмоционального состояния.

  Сімейні традиції вираження емоцій. Емоційний етикет у сім’ї. Як через емоції формуються сімейні сценарії?

Дальше задавайте себе вопросы: что можно изменить, чего изменить нельзя?

Ставим конкретные задачи на ближайшие 30 минут.

Берёте себя в руки и свою жизнь в руки!

16.30 мин. Профилактика пожаров

Страх: осознание и управление им, лекция

Нарабатываем автоматические реакции на экстремальный случай:

  • Телесные методы (пить воду, физические упражнения).
  • Ментальные методы:

 – целеполагающее мышление (переключение на главное);

– накопление опыта радости.

  • «Иду на вы» – «метод Святослава», придумайте себе фразу – мотиватор.
  • Работа с вредящими установками.

21.20 мин. – кадр из фильма 5 Minutes Phsihoterapy (Сеанс психотерапии за 5 минут)

21.30 мин. – иногда мы привыкаем быть жертвами

До 21.40 мин. – лектор приглашает в центр «Родинний дім»: бесплатная консультация психологов, юристов

Презентации на в рамках темы «Создания благоприятного эмоционального климата»:

1. Эмоции в жизни семьи.

2. Первый шаг к изменениям или осознание эмоций.

3. Страх: осознание и управление им.

4. Гнев. Как им управлять?

5. Чувство вины: от чего зависит и как его преодолеть.

6. Полюбить себя: самопринятие и самоодобрение.

7. Преобразование «загнанного работника» в довольную жизнью женщину (мужчину)».

8. Гармоничные отношения или как снять обвинения, претензии и обиды.

9. Критика и принятия в семейной жизни и воспитании детей.

10. Достижение взаимопонимания.

11. Супружеские конфликты и ссоры: пути их решения и профилактика.

12. Отстаивание и защита своих границ.

Скачать

Скачать

Скачать

Скачать

Скачать

Скачать

Скачать

Скачать

Скачать

Скачать

Скачать

Скачать

Похвала

Основные правила, которые полезно соблюдать:

  1. Хвалите  людей  немедленно,  как  только  обнаруживаете,  что  человек  сделал  что-то правильно. Не откладывайте похвалу.
  2. Говорите   простым   языком,   что   именно   сотрудник   сделал   правильно,   и   будьте последовательны.
  3. Рассказывайте  подчиненному  о  ваших  чувствах.  Ведь  вам  приятно,  что  он  сделал правильно?  Не  скрывайте  чувства.  Говорите,  как  вам  приятно,  как  от  этого  хорошо,  какая  это помощь всей компании, другим людям, которые в ней работают.
  4. Более того, помолчите некоторое время, чтобы дать сотруднику проникнуться тем, как вам это приятно.
  5. Поощрите его продолжать в том же духе.
  6. Пожмите  ему  руку  или прикоснитесь,  чтобы  он  почувствовал,  что  вы  поддерживаете  его успех в организации.

100 способов сказать: «Хорошо сделано!» 

  1. Хорошая работа
  2. Отлично
  3. Я ценю это
  4. Это хорошо смотрится
  5. Хорошо поработали
  6. Отлично поработали
  7. Вы делаете хорошо
  8. Хорошо иметь вас в команде
  9. Чувствуется разница
  10. Исключительно
  11. Благодарю за супер работу
  12. Удивительно
  13. Это так значительно
  14. Грандиозно
  15. Совершенно
  16. То, что требовалось
  17. В самое яблочко
  18. “Вау!”
  19. Фантастика
  20. Благодарю вас
  21. Как раз то, что доктор прописал
  22. Первый класс
  23. Приятная работа
  24. Так держать
  25. Намного лучше
  26. Именно тот билет
  27. Вы – легенда
  28. Очень профессионально
  29. Что бы мы делали без вас
  30. Блестяще
  31. Высшая оценка
  32. Впечатляюще
  33. Поразили цель
  34. Чистенько
  35. Это великолепно
  36. Значительный вклад
  37. Круто
  38. Прямое попадание
  39. Как вам только удалось сделать так хорошо
  40. Прекрасно
  41. Как раз то, что мы хотели
  42. Впечатляюще
  43. Великолепно
  44. То, что нужно
  45. Поздравления
  46. Очень искусно
  47. Я рад, что вы у меня в команде
  48. Это хорошо – работать с вами
  49. Вы заставляете нас гордиться
  50. Кажется, это заставит нас сверкать
  51. Хорошо сделано
  52. Мне это нравится
  53. Вы фантастичны
  54. Великолепная работа
  55. Профессионально, как всегда
  56. Вы всегда делаете конфетку
  57. Я горжусь вами
  58. Не вздумайте когда-нибудь покидать нас
  59. Вы гений или кто?
  60. Целый отряд чемпионов
  61. Первоклассная работа
  62. Работа 1-го класса
  63. Потрясающе
  64. Браво
  65. Поразительно
  66. Просто супер
  67. Самый надежный
  68. Совершенство
  69. Настоящая поэзия
  70. Настоящий класс
  71. Мировой класс
  72. Безукоризненное исполнение
  73. “Классное” действие
  74. Трудно поверить
  75. Чистое золото
  76. Классически
  77. Супер
  78. Ну, вы готовите!
  79. Вы такой молодец!
  80. Вы заслуживаете того, чтобы похлопать вас по плечу
  81. Огромная работа
  82. Нереально
  83. Сокровище
  84. Ударная работа
  85. Вы – чудо
  86. Кошачий восторг
  87. Не хватает слов для благодарности
  88. Вы всегда удивляете меня
  89. Волшебно
  90. Еще одно чудо
  91. Чудеса!
  92. Потрясающе
  93. Просто звезда
  94. Колоссально
  95. Высший класс
  96. Вы единственный в своем роде
  97. Уникально
  98. Оригинально
  99. Невероятно
  100. Вы ас

 


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Підписатися на розсилку