Головна » На стыке империй: опыт и память Украины

На стыке империй: опыт и память Украины

Принцип «nihil novi» (1504г.), навязанный шляхтой королю, когда тот не мог принять ни одного решения без согласия сейма и сената, определил польский инвариант понятия «communitas», т.е. участия во власти всего шляхетного населения Речи Посполитой. Еще в 1432 г. князь Зигмунд Кейстутович распространил возможность принятия в польский народ «всех князей, шляхтичей и бояр Руси» (до этого только католиков)(7). Консолидирующим фактором в полиэтническом (поляки, литвины, украинцы, белорусы) и поликонфессиональном (католики, православные, униаты, лютеране) государстве выступил «сарматский» дискурс, актуализировавший античное происхождение народа и державы. Сарматскую концепцию Яна Длугоша развил и дополнил Матвей Меховит в «Tractatus de duabus Sarmatiis” (1517 г.). На основе мифа о происхождении от «благородных сарматов» из античных источников сформировался своеобразный народ-шляхта, праобраз политической нации. Известный ученый и поэт эпохи барокко Шимон Старовольский в трактате «Sarmatiae bellatores» (1631 г.) среди славных сарматских предков вместе с польскими королями называет князей – Владимира Великого и Константина Острожского, а также популярных на Украине вождей – Г.Голубка, О.Дашкевича, П.Сагайдачного (8).
На Украине не только восприняли сарматский миф, но и создали собственный инвариант – «украинский сарматизм» (9). который стал лейтмотивом украинской барокковой поэзии, представленный многочисленными думами, панегириками – «виршами на погреб». Сарматскую идеологию в украинской интерпретации развивал батуринский епископ Дмитрий Туптало, особенно в латиноязычной поэме «Camoenae Borysthenides” (1620 г.), где прославлялся рыцарский дух казаков – потомков воинственных днепровских сарматов.

7.Бовуа Даніель. Російська влада і польська шляхта в Україні / Пер. з фр. З.Борисюк. –Львів: Кальварія, 2007. – С.33
8.Радишевський Р. Сарматсько-роксоланський дискурс української поезії ХVII ст. // Споконвіку було слово…/ Збірник на пошану проф. О. Александрова – Одеса. :Астропринт, 2007. – С.315.
9.Лескинен М. В. Мифы и образы сарматизма. Истоки национальной идеологии Речи Посполитой / Гл.5. – М. : Институт славяноведения РАН, 2002. – С.129-160; Демчук Р.В. Український «сарматизм» як алгоритм організації спільноти // Магістеріум. / Вип.42. Культурологія. –К. Вид. «АГРАР МЕДІА ГРУП», 2011. – С.33-40.

Добавить комментарий

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13

Підписатися на розсилку