Головна » На стыке империй: опыт и память Украины

На стыке империй: опыт и память Украины

Если поляки акцентировали на государственном, то украинцы – на династическом прошлом. «Культурным героем» считался князь Владимир Красно Солнышко – зачинатель православного государства на сарматских землях. Доказать древнее происхождение было очень важно для элиты, ведь это закрепляло её сословные привилегии фактически на правовом уровне. Но если поляки прослеживали свою генеалогию от римских фамилий, то украинцы вынуждены были довольствоваться отечественным историческим контекстом, происхождением от «росских княжат». Однако, они удревняли свою конфессиональную принадлежность религиозным наследием Иерусалима, иеротопией апостола Андрея на месте будущего Киева, что позднее обусловило теорию «Киев – второй Иерусалим»(10). Но, несмотря на разную конфессиональную принадлежность, характеристика идеального шляхтича совпадала в польской и украинской интерпретациях, так как зиждилась на общем этическом комплексе «homo militans». Ведь сарматская формация как раз и возникла на польско-украинском порубежье, сформировав специфический этос сармат-роксолан-казаков, где обязательность православного вероисповедания совмещалась с абсолютной лояльностью в отношении католического государства, как о том писал известный полемист Захария Копыстенский: «…один народъ Роксолянскій сплодилъ, одна отчизна – Корона Полская выховала, и одна Константинополская столица вЪры Христовы научила»(11). В экстремальных условиях военного положения сословные границы украинского народа были социально размытыми, что способствовало сближению шляхтича и простого казака. Отсюда в украинском языке термин «шляхетный» не отображает сословную принадлежность, а имеет ярко выраженную этическую окраску. Главной обязанностью истинного сармата была защита отчизны, служение которой считалось наивысшей доблестью.

10. Демчук Р. Становление и развитие теории «Киев – второй Иерусалим» // Православный Палестинский сборник. /Вып.106. – М. : ИППО; СПб: Изд. Олега Абышко, 2008. – С.50-57.
11. Копистенский Захарія. Палінодія или Книга Обороны кафолической святой Апостолской Всходней Церкви // Русская историческая библиотека. /Т.4. Памятники полемической литературы в Западной Руси /Кн.1. –СПБ, 1878. С.606-607.

Добавить комментарий

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13

Підписатися на розсилку