Головна » На стыке империй: опыт и память Украины

На стыке империй: опыт и память Украины

Безусловно, договор Гетманщины с Россией 1654 г. каждая сторона интерпретировала по-своему: Хмельницкий усматривал в нём обычную «посполитую» практику патроната и взаимных обязательств, а царь – «собирание земель» под собственный скипетр.
Однако, после завершения антипольского восстания, что требовало всенародной общеконфессиональной консолидации, казачество вернулось к привычной самоидентификации в русле сарматских мифологем. Выразительным маркером этой позиции стал Гадячский договор между Речью Посполитой и Гетманщиной, инициированный гетманом Иваном Выговским и подписанный королем Яном Казимиром II в 1658 г. Согласно договору, Украина входила в качестве независимого государства «Великое княжество Русское» в федеративное устройство Речи Посполитой на равных условиях с Польшей и Литвой. Был декларирован принцип веротерпимости: в правах уравнивались католики и православные; униатская церковь признавалась в существующих территориальных пределах. За казацкой старшиной утверждался шляхетный статус, более того, привилегированное сословие пополнялось достойными казаками по представлению гетмана ежегодно. Сам гетман избирался представительными слоями украинского общества – казачеством, шляхтой и духовенством. Законодательная власть должна была осуществляться через Национальное собрание делегатами от всех украинских земель (киевского, брацлавского, черниговского воеводств). Киево-Могилянская академия официально получала академический статус и уравнивалась в правах с Краковским университетом, планировалось открытие православных коллегиумов. Однако, этому государственному сценарию не суждено было осуществиться – Россия начала войну. В итоге Россия и Польша заключили «Вечный мир» 1686 г., согласно которому Левобережье с Киевом и Запорожьем отошли России. Постепенно казачество было лишено всех прав, а его колыбель – Запорожская Сечь уничтожена в 1775 г. регулярной российской армией под предводительством князя Г. Потёмкина.
Теперь уже украинские клирики-эмигранты на имперских просторах продуцировали мифы про «киевское наследство» и братство от библейских времён через внука Ноя, сына Иафета – Мешеха-Мосоха-Москву, чему закрытое московское общество вначале верило неохотно. Версия закрепилась благодаря её основательной разработке анонимным автором киевского «Синопсиса» (1674 г.) – выходцем из среды Печерского иночества. В России «Синопсис» полтора столетия использовался в качестве учебника по истории и считался достоверным источником в среде московских интеллектуалов, пользуясь поддержкой М. Ломоносова(13).
После унии Киевской метрополии с Папским престолом (1596 г.) конфессиональная идентичность в Украине, в некотором роде, потеряла смысл. Само название полемического трактата Мелетия Смотрицкого «К обеим частям народа русского» (1628-1629) свидетельствует о приоритете этнической, «рутенской» идентичности, ведь конфессиональная оказалась расколотой. Хотя, не жалуемая всеми сторонами конфликта. греко-католическая (униатская) церковь сумела стать заслоном на пути латинизации, полонизации и русификации, особенно после исчезновения самой Польши с карты Европы на 123 года. Украинская православная церковь в составе Российской империи утратила свою национально-церковную специфику: принцип соборности, выборность церковных должностей, участие мирян в церковной деятельности в форме православных братств и стала унифицированным территориальным подразделением монопольной РПЦ. Общей константой дальнейшего формирования национальной идентичности украинского народа оказался сохранённый униатами православный обряд («набоженство») с его богатой конфессиональной культурой. В отличие от России и Польши, Украина сегодня позиционирует себя как поликонфессиональное государство, где сосуществуют приоритетные конфессии – православие (УПЦ КП, УПЦ МП, УАПЦ) и греко-католицизм (УГКЦ).

13.Момрик А. Біблійна генеалогія в етногенетичних концепціях польських і українських хроністів // Mediaevalia Ucrainica: ментальність та історія ідей. Т.V / Ред. О. Толочко. –К:Критика,1998. – С.111-117.

Добавить комментарий

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13

Підписатися на розсилку