Головна » На стыке империй: опыт и память Украины

На стыке империй: опыт и память Украины

Такая полифония препятствует религиозной монополии, несмотря на политическую конъюнктуру, что объясняет несостоятельность в Украине российского цивилизационного проекта «Русский мир» с его доминирующей московско-православной составляющей.
Дискурс империи в медиа всегда провоцирует контрдискурс, который обычно либо замалчивается, либо маргинализируется. Ведь толерантность со стороны империи в отношении колонизируемых народов есть всего лишь платой за их лояльность. Мы полагаем, что первое произведение на литературном украинском языке – поэма И. Котляревского «Энеида», опубликованная в Санкт-Петербурге (1798 г.) с прилагаемым словарём, появилось как раз в контексте антиимперского дискурса как травестия римского мифа. Именно там в жанре бурлеска была прописана трагическая история украинского народа, где погибшая Троя – это разорённая Запорожская Сечь, а Новая Троя – вновь обретённая Украина. Ведь ностальгический миф является не только бегством в идеальное прошлое, но и проектом ожидаемого будущего. Таким образом, адаптированный сарматский миф стал одним из структурно-семантических параметров украинской культуры. Именно «шляхетная культура», интерпретированная в русле сарматских мифологем, обуславливала сохранение исторической памяти и национальную идентификацию украинского народа. Утраченным «золотым веком» воспринимался героический период полумистического казацкого братства, эгалитарного («демократического») состояния общества.
Позднее мотив Украины-Трои, но уже с безысходным трагизмом, как репрезентация исторической травмы, зазвучит в поэме Леси Украинки «Кассандра» (1907 г.), усиливая образ нации-жертвы, ранее смоделированный Т. Шевченко в поеме «Катерина» (1838 г.). Актуальными в украинской литературе ХIХ – начала ХХ вв. становятся библейские мотивы выхода народа из «египетского плена» и «обретение Земли Обетованной», достигающие своего апофеоза в поэме И. Франка «Моисей» (1905 г.)(14).

14.Демчук Р.В. Формування репрезентативних міфологем на теренах України // Магістеріум /Вип. 34. Культурологія. –К: ПУЛЬСАРИ, 2009. – С.26-28.

Добавить комментарий

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13

Підписатися на розсилку