Головна » О реальном состоянии линий электропередач в Украине

О реальном состоянии линий электропередач в Украине

Электросети Украины выношены и множество раз латаны

 

Электросети, питающие 16 млн домохозяйств и всю украинскую промышленность, не выдерживают современных нагрузок. Число аварий растет. Времени на их устранение требуется все больше. Работая на пределе своих возможностей, электросети становятся главным тормозом развития страны и инвестиций в ее будущее, а по законам экономики и европейскому опыту — должны быть ее драйвером.

 

Хотя после реформы рынка электроэнергии облэнерго и стали называться операторами системы раcпределения (ОСР), сети новее от этого не стали. Изношенные, они рвутся под давлением старых технологий и новой экономики, в которую входит Украина. Потребление электроэнергии растет как у нас в стране, так и во всем мире. И этот рост ставит Украину перед выбором, которого у нее уже нет.

Впрочем, в конце этого тоннеля мерцает свет. Но если не поторопиться, то нам вот-вот отключат и его. Речь о глобальной перестройке всей энергетики планеты, что влечет за собой модернизацию, диджитализацию и смартизацию сетей. Иначе инфраструктура советской сборки треснет по швам, что она и делает. Нужны срочные контрмеры.

 

 

Так и есть. Украина если не чемпион мира по частоте и долготе аварийных отключений распределительных электросетей, то уж точно один из планетарных лидеров в этой унизительной номинации. О чем свидетельствуют данные Национальной комиссии регулирования электроэнергетики (НКРЭКУ), отраженные в индексе средней продолжительности перерыва в электроснабжении, так называемом показателе SAIDI (System Average Interruption Duration Index).

В Украине SAIDI — 696 минут плюс еще 455 плановых отключений. Ближайший худший результат у румын — 290 минут и 184 минуты соответственно. Немецкий бизнес внепланово страдает 13 минут в год и планово — 10 минут.

Плохо, когда линии электропередачи не выдерживают нагрузок, и гораздо хуже там, где их нет вовсе. В декабре 2017‑го Энергоатом завершил работы на самой крупной атомной станции Европы — ЗАЭС, что дает возможность снабдить бесперебойными поставками электроэнергии 750‑киловаттную подстанцию Каховская. Дело за малым: провести к ней 186 км высоковольтных линий. Их строят вот уже пять лет. Эти черепашьи темпы еще не установили национальный антирекорд расторопности.

«Электроэнергия — это сервисный драйвер экономики, — настаивает Харченко, директор Центра исследований энергетики. — Один из ключевых драйверов».

Лучшая тому иллюстрация — рост потребления электроэнергии в Китае: за 20 лет оно увеличилось в шесть раз, с 986 ТВт до 6,2 тыс. ТВт. Таковы данные международной консалтинговой компании Enerdata. Это больше, чем уровень потребления в США, Индии, России вместе взятых. Такой рост потребления электроэнергии в Поднебесной соответствует рекордным темпам роста промпроизводства и всей тамошней экономики.

В то же время подключение к системе электроснабжения — одно из самых слабых звеньев в украинском делопроизводстве. В свежем рейтинге Doing Business, ежегодно публикуемом Всемирным банком, Украина заняла 128‑е место из 190 возможных в этой технологической номинации. Такие показатели нивелируют все потуги Украины всплыть с экономического дна.

Всеволод Ковальчук, глава Укрэнерго, компании, которая обеспечивает работу магистральных сетей, приводит довольно любопытную бухгалтерию своих подсчетов. Средний возраст энергообъектов составляет приблизительно 40 лет. Это фактически инфраструктурная старость. Для их поддержки даже без развития мощностей каждый год нужно вкладывать 2,5% от оценочной стоимости всей системы. Оценочная стоимость только магистральных сетей — 6 млрд евро. «Это означает, что каждый год в течении 40 лет нужно вкладывать как минимум 150 млн евро, чтобы обновить сеть», — поясняет Ковальчук.

С 1991 года по 2010‑й для этих целей было инвестировано менее 450 млн евро, примерно 22,5 млн евро в год. И только с 2011‑го ЕБРР и Всемирный банк под госгарантии стали выделять в среднем по 200 млн евро в год. Этого недостаточно, чтобы жить, но достаточно, чтобы не умереть. В ближайшую пятилетку Ковальчук надеется получить из этого же источника еще 1 млрд евро, а потом, ближе ко второй половине 2020‑х, еще 2 млрд евро, чтобы совершить рывок к модернизации еще советской энергосистемы. Но не к ее глобальному переоснащению.

«Если у нас общий износ около 50−60%, то у них [облэнерго] общий технический износ свыше 75%, — резюмирует Ковальчук. — Туда нужны большие инвестиции».

Инвестпрограммы по обновлению сетей, которые утверждает компаниям НКРЭКУ, самые низкобюджетные в Европе. Например, в Латвии на модернизацию 1 км сети в тариф закладывают $ 1 тыс., а в Украине — $ 250.

Кроме того, в текущей модели регулятор разрешает операторам распредсетей в рамках этой скудной инвестпрограммы потратить на счетчики не более 15%, на модернизацию, которая подразумевает построение цифровой инфраструктуры и покупку спецтехники для аварийных бригад — до 10%. Оставшиеся 75% следует потратить на латание дыр в старых сетях и изредка на строительство новых. И что самое важное, все это идет вразрез с заявленной правительством стратегией на глобализацию украинского энергорынка.

В ближайшие годы изменится вся энергетическая база планеты. Экологические проблемы, которые необходимо решать через снижение выбросов С02, стали мощным драйвером развития зеленой энергетики. Лоран Шмитт из ENTSO-E утверждает, что к 2030 году до 60% электроэнергии в европейской энергосистеме будет поступать от ВИЭ и возможен полный отказ от традиционных электростанций.

Растет запрос потребителей на «зелёную энергетику». К 2030 году доля так называемых просьюмеров (потребителей и производителей электроэнергии в одном лице) в ЕС составит 50% и они будут производить 20% всей электроэнергии на рынке.

15 тыс. украинских потребителей уже превратились в производителей энергии — установили на своих домах солнечные панели, инвестировав в них 300 млн евро. Но «зелёная энергетика» необычайно требовательна к качествам сетей, по которым она раздает напряжение.

Рынок электрокаров удваивается уже практически ежегодно. В 2015‑м правительство отменило ввозную пошлину на импорт e-car, составлявшую 8% от прайса машины. Через три года вступило в силу еще одно послабление: убрали НДС и акциз на ввоз электрокаров. В итоге импорт подобной техники не облагается налогами. Что, очевидно, является предвестником взрывного роста рынка.

Компания ОККО до конца 2020 года планирует укомплектовать 300 своих заправок скоростными зарядками. Речь как об обычных трёхфазных зарядках, так и о скоростных фаст-чарджерах, которые за 20 минут способны зарядить аккумулятор машины на 80%. Кроме того, строительная отрасль снова на подъёме. Более чем на 50% в сравнении с прошлым годом выросли объёмы жилого строительства. Весь этот новострой электрифицирован и ежедневно усиливает свое давление на энергосети. Старые и новые. Новые энергетические реалии — в буквальном и переносном смысле — рвут сети.

Проблемы энергетики и распределительных сетей — это не сугубо украинский феномен. Весь мир упёрся в потолок возможностей. Смена технологий и переход к относительно чистым источникам энергии меняют мир навсегда.

В Украине постепенно также внедряются инновации Smart Grid, но это скорее ситуативные инициативы, чем система. В ДТЭК говорят, что компания уже реализовывает пилотные проекты с дронами для обследования линий электропередачи, наполнения карт геоинформационных систем для оцифровки инфраструктуры, автоматизирует подстанции.

 

Весьма спорное утверждение

 

Фрагменты материала «Ключ к свету. В каком состоянии линии электропередач в Украине» из журнала «Новое время» №43 за 21.11.2019 г.

1.03.2020

Добавить комментарий

Підписатися на розсилку