Головна » Владимир Вернадский: учение о ноосфере (цитаты)

Владимир Вернадский: учение о ноосфере (цитаты)

Вернадский, Владимир Иванович* * *

Для интеллигентного человека право свободно мыслить и делиться мыслями с теми, которые ниже его по развитию, есть не только неотъемлемое право, но даже потребность и обязанность…

* * *

Не ищите в научной работе себе учителей. Учителями у вас должны быть только законы природы. Они непреложны и неизменны. Кто их не знает, тот ошибается, и потому старайтесь их открывать в научной работе и только ими руководствоваться.

* * *

В песчинке или капле, как в микрокосмосе, отражается общий состав космоса. В ней могут быть найдены все те же элементы, какие наблюдаются на земном шаре, в небесных пространствах.

* * *

Ученые не должны закрывать глаза на возможные последствия их научной работы, научного прогресса. Они должны себя чувствовать ответственными за все последствия их открытий. Они должны связать свою работу с лучшей организацией всего человечества. Мысль и внимание должны быть направлены на эти вопросы.

* * *

Во всех химических процессах Земли и очень ярко в истории всех химических циклических элементов и даже всех остальных чрезвычайно резко проявляется в последние тысячелетия новая геологическая и геохимическая сила: работа культурного человека, вносящая новое, резко отличное от прошлого, в ход химических процессов Земли. Она теснейшим образом связана с сознанием, которое сейчас ни один строго мыслящий натуралист не может приравнять к составу, весу, энергии.

* * *

Древние интуиции великих религиозных созданий человечества о тварях Земли – в частности, о людях, как детях Солнца, – гораздо ближе к истине, чем те, которые видят в тварях Земли только эфемерные создания слепых и случайных изменений земного вещества, земных сил.

* * *

Научная человеческая мысль могущественным образом меняет природу. Нигде, кажется, это не проявляется так резко, как в истории химических элементов и земной коре, как в структуре биосферы. Созданная в течение всего геологического времени, установившаяся в своих равновесиях биосфера начинает все сильнее и глубже меняться под влиянием научной мысли человечества.

* * *

В ноосфере человечество становится впервые мощной планетной геологической силой, в ноосфере должны геологически проявляться его мысль, его сознание, его разум. Ноос – разум. Ноосфера – это царство человеческого разума.

* * *

Создание ноосферы из биосферы есть природное явление, более глубокое и мощное в своей основе, чем человеческая история. Оно требует проявления человечества, как единого целого. Это его неизбежная предпосылка.

***

Наука едина и нераздельна. Нельзя заботиться о развитии одних научных дисциплин и оставлять другие без внимания. Нельзя обращать внимание только на те, приложение к жизни которых сделалось ясным, и оставлять без внимания те, значение которых не осознанно и не понимается человечеством.

* * *

Ноосфера есть новое геологическое явление на нашей планете. В ней впервые человек становится крупнейшей геологической силой. Он может и должен перестраивать своим трудом и мыслью область своей жизни, перестраивать коренным образом по сравнению с тем, что было раньше. Каждый учёный является сложным комком идей и знаний, в котором ему современное знание имеет иногда совершенно ничтожное место в его научных суждениях.

* * *

Я смотрю на значение философии в развитии знания совсем иначе, чем большинство натуралистов, и придаю ей огромное плодотворное значение. Мне кажется, что это стороны одного и того же процесса – стороны, совершенно неизбежные и неотделимые. Они отделяются только в нашем уме. Если бы одна из них заглохла, – прекратился бы живой рост другой…

* * *

Социальная отзывчивость повышается с возрастом, именно тогда, когда события менее всего нас лично касаются.

* * *

Общество тем сильнее, чем оно более сознательно, чем более в нем места сознательной работе по сравнению с другим обществом. Всякий его поступок тем более правилен, т. е. находится в гармонии с общим благом, с максимумом доступного нашей эпохе напряжения сознания в мировой жизни, чем ярче он является результатом работы числа людей, могущих мыслить.

* * *

Нет ничего более ценного в мире и ничего, требующего большего бережения и уважения, как свободная человеческая личность.

* * *

Философия всегда заключает зародыши, иногда даже предвосхищает целые области будущего развития науки, и только благодаря одновременной работе человеческого ума в этой области получается правильная критика неизбежно схематических построений науки.

* * *

В истории развития научной мысли можно ясно и точно проследить такое значение философии, как корней и жизненной атмосферы научного искания.

* * *

Никогда не наблюдали мы до сих пор в истории человечества науки без философии и, изучая историю научного мышления, мы видим, что философские концепции и философские идеи входят как необходимый, всепроникающий науку элемент во все время ее существования.

* * *

Только в абстракции и в воображении, не отвечающем действительности, наука и научное мировоззрение могут давлеть сами по себе, развиваться помимо участия идей и понятий, разлитых в духовной среде, созданной иным путем. Говорить о необходимости исчезновения одной из сторон человеческой личности, о замене философии наукой, или обратно, можно только в ненаучной абстракции.

* * *

Нельзя с помощью только ученья сделаться философом. Основной чертой философии является внутренняя искренняя работа размышления, направленная на реальность, нас окружающую, как на целое или на отдельные ее части.

* * *

Можно быть философом, и хорошим философом, без всякой ученой подготовки, надо только глубоко и самостоятельно размышлять обо всем окружающем, сознательножить в своих собственных рамках. В размышлении над своим я, в углублении в себя человек может совершать глубочайшую философскую работу, подходить к огромным философским достижениям.

* * *

Только опыт, то есть то, что никогда не зависит от наших толкований, часто ошибочных, может быть критерием истины.

 

Подготовил: культурный центр «Новый Акрополь».

25.11.2018

«Наукове мислення В.Вернадського як планетне явище» (Воднева цивілізація), Л.Ф. Дубиківський

 

Освітня стратегія України – основа розвитку націогенезу і культурогенезу українського народу

 

Залишити відповідь

Підписатися на розсилку